Silent Hill: Downpour затягивает своей безумной атмосферой ужаса как глубокий темный омут в спокойной и неторопливой речке. За те несколько часов, которые были выделены мне для рассмотрения Downpour, я прошел от силы 20% игры, но ощущение всеохватывающей безнадежности не покидало меня еще долго. Нечто подобное я испытал, когда в свое время познакомился с Fahrenheit – культовой игрой от Quantic Dream и Atari. Разные проекты, разные жанры, а эмоции абсолютно схожи.
Главный герой восьмой части в серии Silent Hill – Мёрфи Пендлтон, человек с туманным прошлым и неопределенным будущим. Внешне похож на Тома Круза, но печатью героизма не отмечен. Является заключенным RS-273A в тюрьме строгого режима. Страдает от грызущих душу воспоминаний и каждую ночь видит страшные сны. Во время перевозки заключенных из одной тюрьмы в другую, автобус с уголовниками и Мёрфи попадает в крайне необычную аварию и срывается с обрыва. Очнувшись в туманном лесу, главный герой с ужасом понимает, что остался один. Его не радует неожиданная свобода, он напуган и не понимает, что делать дальше. Собравшись с силами, он вступает в пелену тумана и дождя, навстречу своей судьбе. С этого момента и начинается основное повествование Silent Hill: Downpour. Кругом царит разруха и запустение, но дома не кажутся абсолютно заброшенными. Где-то горит свет, хотя окна заколочены, генераторы полны топлива и запускаются с пол тычка, в кафетерии работает газовая плита, а в домах все обстоит так, будто жители вот-вот вернутся с работы или прогулки.
В Silent Hill: Downpour не хочется быстро передвигаться, да и герой не особо любит бегать. Заданный игрой темп предлагает вдумчивое и тщательное исследование окружающего мира, тем более что это приносит свои плоды. В заброшенном углу строения или в небольшом сарайчике могут найтись различные полезные вещицы: аптечки, журналы, клочки бумаги с информацией, ключи от закрытых дверей или оружие ближнего боя. Тщательно исследовав округу, я наткнулся на упаковку патронов в количестве 5 штук, но за время игры так не нашел хотя бы захудалого пистолетика. Поначалу Мёрфи приходится защищать себя тем, что в буквальном смысле слова валяется под ногами, будь то камни, бутылки или не слишком надежные с виду деревяшки. Тем не менее, для вскрытия дверей с висячими замками или сшибания заколоченных досок требуется нечто более весомое во всех смыслах. Главный герой начинает находить разводные ключи, ломики, топоры и молотки, с помощью которых можно не только обеспечить себе дальнейшее прохождение, но и защититься от нападок тварей. Чаще всего они нападают беззвучно и крайне неожиданно, так что Мёрфи не всегда успевает среагировать.
За время игры я повстречал только два типа монстров. Первый тип представляет собой особ женского пола, которые наверняка не один месяц провели в болоте или речке. Любят нападать сзади и кусать Мёрфи за шею. При неудачной попытке оседлать главного героя, “утопленницы” могут поразить его ультразвуком – кричат так, что Пендлтон теряет всякую ориентацию в пространстве. От неуклюжих ударов со стороны Мёрфи уклоняются весьма легко, но ходят медленно, что помогает герою сбежать в случае группового нападения. Неоднократно замечал, что при усилении ливня количество “девчонок” увеличивалось в несколько раз, и если раньше они нападали из укромных уголков в одиночку, то теперь стайками ходили по улице. Такие группы обходил стороной по широкой дуге.
Другие представители Downpour не особо любят дождь и предпочитают темноту. Трехметровые белокожие твари отвратительной наружности начинают нападать на Мёрфи, когда тот забирается в пещеры и туннели. Обожают сидеть на стенах и потолках, а излюбленным приемом для них является прыжок сверху, желательно за спину главного героя. Одним ударом когтистой руки валят Пендлтона на пол, а вторым могут и на тот свет отправить. Колошматить их камнями или палками не следует, им как с гуся вода, тут или кирка нужна, или ломик чугунный да потяжелее.
Бои в Silent Hill: Downpour реализованы специфически, но сделано это с благой целью. Мёрфи не может размахивать тяжелой киркой или огнетушителем со скоростью включенного миксера, он часто промахивается и не попадает по цели. Все это дает полное ощущение, что главный герой – не машина для убийства, а обычный среднестатистический человек. Если в руках у Мёрфи находится суковатая палка с торчащими гвоздями, он достаточно быстро наносит удары и не теряет мобильности. Если же орудием самозащиты он избрал длинные грабли, то атака у него будет размашистой и несколько неуклюжей. Длина оружия позволяет держать монстров на расстоянии, но в момент замаха юркая тварь может подобраться слишком близко. Тяжелые предметы, будь то огнетушитель или нечто схожее по весу, Мёрфи и вовсе поднимает с трудом, зато для убийства монстров достаточно несколько ударов. Главный герой не только умеет атаковать, но и обороняться, подставив свое оружие под удар очередной когтистой лапы. Если у Мёрфи осталось немного времени до нападения на него, он может замахнуться и нанести максимально сильный удар. Помимо этого, оружие можно запулить во врага с дальнего расстояния, но такие атаки не эффективны – высока вероятность того, что Мёрфи не только потеряет свой любимый ломик или мотыгу, но еще и позорно промажет. Кстати, большая часть оружия ломается со временем, так что лучше озаботиться его заменой до наступления критического момента.
Атмосфера таинственности в Downpour присутствует буквально во всем. Некоторые из встречающихся персонажей могут пропасть в один момент, стоит только Мёрфи отвернуться. В окнах домов мелькают непонятные лица, из тумана доносятся крики и возгласы, а некоторые предметы находятся в постоянном движении, как колесо инвалидной коляски на крыше ресторанчика или постоянно качающееся кресло в одном из домиков. Переход в “изнаночный” мир происходит неожиданно, а Мёрфи чуть ли не сходит с ума после каждого такого представления. Как правило, предпосылкой к переходу “туда” является наличие большого количества воды. Параллельная реальность является смесью непонятных и постоянно движущихся помещений, наполненными странными механизмами. Изнанка Silent Hill имеет свои законы физики и предлагает выполнять совершенно нелогичные действия, которые, тем не менее, могут привести Мёрфи к спасению. Нахождение по ту сторону реальности, наверное, самое страшное, что только есть в игре. Выброс адреналина просто-таки колоссальный.
Довольно часто Мёрфи сталкивается с загадками, некоторые их которых – многоуровневые. То есть, выполнив одну часть “паззла”, главный герой вновь должен обратиться к загадке и пойти уже по несколько другому пути, и так несколько раз подряд. Некоторые из них заставляют попотеть и требуют от игрока не столько умения мыслить логически, сколько предельной концентрированности внимания. В сети уже ходят “мемы” по поводу пяти разноцветных кнопок, которые надо было нажимать в необходимой последовательности для подачи энергии в рельсы. Очень простая загадка оборачивалась настоящей трагедией для геймеров, хотя внимательным человеком она решалась за несколько секунд.
Наверное, это даже хорошо, что я не прошел большую часть игры, а лишь слегка прикоснулся к геймплею. Отрываться от игрового процесса было не так тягостно, как если бы я приблизился к тайне Silent Hill: Downpour и внезапно выключил игру на самом интересном месте.